Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /var/www/satuser3/data/www/nuclearbomb.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 162 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/satuser3/data/www/nuclearbomb.ru/engine/modules/static.php on line 143 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/satuser3/data/www/nuclearbomb.ru/engine/classes/templates.class.php on line 60 Ядерная угроза
Ядерные технологии
Ядерные обьекты
Радиация

Новые статьи на сайте:


Ядерная угроза

ядерный миропорядок  Ядерный миропорядок может оказаться на поверку столь же хрупким, сколь хрупким оказался два года назад финансовый миропорядок, который до этого было принято считать прочным, стабильным и способным быстро восстанавливаться. Пережив кубинский ракетный кризис, шансы которого по мнению Джона Ф. Кеннеди перерасти в ядерную войну составляли один из трех, этот президент США пришел к выводу, что существовавший на тот момент ядерный миропорядок подвергает человечество неприемлемым рискам. "Я усматриваю вероятность того, что президент Соединенных Штатов в 70ых годах XX века может столкнутся с ситуацией, когда в мире будет 20-25 государств обладающих подобным оружием," предсказал тогда Кеннеди. "Я считаю это наибольшей из возможных опасностей." Оценка Кеннеди числа стран, которые могут стать обладателями ядерного оружия, отражала царившие на тот момент общие ожидания того, что все те нации, которые придут к обладанию технологиями создания ядерного оружия , воспользуются представившейся возможностью и создадут его. И, хотя история и потекла по отличному от предсказанного Кеннеди руслу, но то предостережение, с которым он выступил, пробудило в мировом сообществе осознание неприемлемости неконтролируемого распространения ядерного оружия.

Его убежденность послужила катализатором для целого ряда дипломатических инициатив: между Вашингтоном и Москвой была проложена горячая линия, был введен односторонний мораторий на ядерные испытания, а так же запрет на размещение ядерного оружия в космосе. Осознавая неприемлемость того мрачного будущего, о котором предостерегал Кеннеди, мировое сообщество ввело целый ряд международных ограничений, основой которых стал Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) 1968 года. Именно благодаря созданному режиму нераспространения более чем 40 стран, обладающих техническими возможностями создать ядерное оружие, отказались от его создания. Спустя 40 лет с момента подписания ДНЯО лишь девять стран обладают ядерным оружием. Более того, ядерное оружие не использовалось для нападения свыше 60 лет.

В 2004 году генеральный секретарь ООН создал специальную комиссию для изучения будущих угроз международной безопасности и миру. Эта комиссия обозначила ядерный Армагеддон в качестве основной угрозы. В докладе этой комиссии содержится следующее предостережение: "Мы приближаемся к такой точке, после которой размывание режима ядерного нераспространения может стать необратимым и приведет к лавинообразному распространению." Ход развития событий после выхода в свет этого доклада в 2004 году еще более четко обозначил реальность угрозы подобного лавинообразного распространения.

Сегодняшний ядерный миропорядок весьма хрупок. Северная Корея, Иран и Пакистан являют собой три основных вызова данному миропорядку. Если Северная Корея и Иран станут полноценными обладателями ядерного оружия, то это оставит от существующего режима нераспространения лишь одну оболочку. Если же Пакистан потеряет контроль хотя бы за одной единицей ядерного оружия и оно в итоге будет использовано террористами, то это изменит мир в целом. Жизнь в городах изменится кардинальным образом, те свободы и права, который на данным момент считаются базовыми, будут существенно ужаты, а преставление о том, что является ядерным миропорядком, который можно реально поддерживать, изменится.

Генри Киссинджер заметил как-то, что определяющим вызовом для любого государственного деятеля является способность распознать "изменение в международной обстановке, которое может подорвать национальную безопасность, чтобы оказать должное сопротивление данному изменению, какие бы оно формы не принимало и насколько бы легитимным оно не казалось." Коллапс существующего ядерного миропорядка стал бы именно таким изменением. Благоразумные государственные деятели просто обязаны предотвратить подобный коллапс поскольку его последствия сделали бы ядерный терроризм и ядерную войну неминуемыми.

Лавинообразное ядерное распространение
Есть семь основных сюжетных линий, каждая из которых ведет нас по кривой дорожке к подрыву существующего ядерного миропорядока: ядерная оружейная программа Северной Кореи, непрекращающиеся ядерные амбиции Ирана, нарастающая нестабильность в Пакистане, живучесть остатков "Аль-Каиды," всевозрастающий цинизм в отношении режима нераспространения, ренессанс ядерной энергетики и усвоение недавних уроков по извлечению выгод в международных отношениях от обладания ядерным оружием.

Большая часть внешнеполитического истэблишмента до сих пор не усвоила реалии того, как развивались события в Северной Корее в последние восемь лет. В
2001    году одно из беднейших и наиболее изолированных государств мира обладало достаточным количеством плутония для создания двух ядерных бомб. Сегодня, в
ядерном арсенале Северной Кореи уже десять бомб и при этом данное государство уже провело два испытания ядерного оружия. Более того, в данный момент КНДР
занимается получением плутония для 11 ой бомбы, а также восстановлением работы реактора в Йонгбьоне, который способен производить достаточное
количество материала оружейного качества для создания двух бомб ежегодно. В довершении к этому Пхеньян проводил неоднократные испытания ракет дальнего
действия (надежность которых все возрастает), занимался распространением ядерных технологий (включая продажу Сирии реактора, сделанного по тому же
проекту, что тот, который работает в Йонгбьоне). Пхеньян вполне возможно так же занят созданием ядерного оружия, которое станет альтернативой имеющимся у него плутониевым бомбам, строя комплекс для обогащения урана.

В связи с этим напрашиваются два вопроса, ответы на которые имеют прямое отношение к будущему усилий по нераспространению ядерного оружия. Первый из них - возможно ли, что Ким Чен Ир придерживается мнения, что ему может сойти с рук продажа ядерного оружия Усаме бен Ладену или Ирану? Факт продажи Сирии реактора, производящего плутоний, указывает на то, что Ким Чен Ир скорее всего придерживается именно такого мнения. Второй вопрос - какие последствия для ДНЯО кроются в том, что одно из слабейших государств мира безнаказанно нарушает режим нераспространения и отвергает требования сильнейших государств мира, наделенных полномочиями по принуждению к соблюдению данного режима?

Развитие ядерной оружейной программы Северной Кореи наводит многих на размышление в Сеуле, Токио и столицах других стран этого региона о тех вариантах, которые ранее считались табу. Даже в Японии, где политический истеблишмент традиционно был однозначно настроен против ядерного оружия, тогдашний премьер-министр Джуничиро Коизуми продемонстрировал как быстро может поменяться мнение на сей счет, сделав следующее публичное заявление в 2002    году: "Знаменательно то, что, хотя мы и могли бы обладать им (ядерным оружием), у нас его нет." При этом Япония обладает запасом из 2000 килограмм высокообогащенного урана и высоко развитой ракетной программой (по запуску
спутников). Реши Япония, что ей необходимо обзавестись убедительными средствами ядерного сдерживания, то она могла бы буквально в течении одной ночи отказаться от безъядерного статуса и начать себя вести как держава обладающая ядерным арсеналом, чей потенциал в этой области заслуживал бы серьезного к нему отношения.

А между тем, иранская ядерная одиссея продолжается. При этом ядерная программа этой страны развивается и изменяется такими темпами, что это затрудняет целеполагание для тех, кто хотел бы предотвратить получение Ираном ядерного оружия. Конечно, в продолжающихся переговорах можно усмотреть проблеск надежды. Однако вероятность того, что Иран окажется более сговорчивым и искренним, чем Северная Корея, мала. Все свидетельствует о том, что Иран методично создает инфраструктуру для производства ядерного оружия, включающую в себя объекты по добыче, переработке и обогащению урана, которые намеренно разбросаны по всей стране. На данный момент Иран уже овладел технологией по самостоятельному изготовлению, вводу в строй и эксплуатации центрифуг. В Иране уже вращается 4000 центрифуг, которые производят в среднем 6 фунтов (2,72 килограмма) низкообогащенного урана в день. Также уже установлено еще 3700 центрифуг, готовых к работе. У Ирана уже накоплен запас в 3000 фунтов (1363,6 килограмма) низкообогащенного урана. Этого количества достаточно для того, чтобы после его обогащения создать две бомбы, аналогичные той, которая была использована для удара по Хиросиме. Более того, как показало обнаружение являвшегося секретным объекта по обогащению урана в Куме, Иран тщательно продумал как минимизировать для ядерной программы в целом последствия возможного военного удара по задекларированному им объекту в Натанзе. Чтобы обезопасить себя от риска подобного удара, Иран скорее всего построил не один такой секретный объект по обогащению урана. Такие объекты позволили бы Ирану также увильнуть от сворачивания программы при неблагоприятном развитии ситуации.

Если Иран проведет испытания ядерного оружия в течение следующих нескольких лет, то вполне вероятно, что он не долго будет оставаться единственной страной, открыто обладающей ядерным оружием на Ближнем Востоке. Количество стран, обладающих ядерным оружием в регионе скорее всего увеличится в течении десяти лет после испытания подобного оружия в Иране. Например, Саудовская Аравия уже заявляла, что не потерпит ситуацию, при которой у ее соперника, коим является шиитское персидское государство, будет ядерное оружие, а у Эр-Рияда его не будет. Учитывая технические сложности самостоятельного создания ядерного оружия, Саудовская Аравия скорее всего его купит, а не создаст. Более того, разведывательное сообщество США уже подозревает официальные лица из структур национальной безопасности Саудовской Аравии и Пакистана в том, что они обсуждали возможность передачи или продажи "исламской бомбы." Стоит отметить и то, что в восьмидесятых годах прошлого века Саудовская Аравия осуществила тайную закупку у Китая 36 ракет Дунфэн 3 с радиусом действия в 1500 миль (2414 км). Трудно себе представить для чего вооруженным силам Саудовской Аравии могли бы понадобится подобные ракеты, кроме как для возможности оснащения их ядерными боезарядами.

Египет и Турция также могли бы пойти по стопам ядерного Ирана. Как сказал в своем выступлении на слушаниях в Сенате в марте 2009 года бывший помощник президента США по национальной безопасности Брент Скоукрофт: "Мы находимся перед чертой, пересечение которой приведет к взрывному распространению ядерного оружия и Иран является в этом смысле примером для других стран. Если Ирану будет позволено продвинуться вперед, к обладанию ядерным оружием в целях самообороны или по иным причинам, то около полдюжины стран в этом регионе и около 20-30 стран во всем мире последуют по его стопам, так сказать, на всякий случай."

Ядерный терроризм
В бытность генеральным директором Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Мохаммед эль-Барадеи отметил, что ядерный терроризм является " наиболее серьезной опасностью, перед лицом которой оказался мир." В 2007 году конгресс США образовал Комиссию по предотвращению распространения оружия массового уничтожения и терроризма. Данная комиссия, членом которой являюсь, представила доклад и конгрессу и администрации нового президента США в декабре 2008 года. В этом докладе содержалось два суждения, призванных дать пищу для размышления. Согласно первому, при сохранении существующих в мире тенденций, вероятность успешного осуществления теракта с применением ядерного или биологического оружия в течение последующих пяти лет превысит 50 процентов. Второе суждение заключается в том, что если бы " сегодня нарисовать карту терроризма и оружия массового уничтожения, то все дороги этой карты пересекались бы в Пакистане."

За последние восемь лет, сомнения в стабильности и способности Пакистана контролировать ситуацию лишь возрастали. За тот же период Пакистан утроил свой арсенал ядерного оружия и запасы ядерных материалов оружейного качества. В течение тех же восьми лет " Аль-Каида" переместилась из Афганистана в неконтролируемые Исламабадом приграничные районы Пакистана в то время, как движение "Талибан" значительно увеличило эффективность своих повстанческих операций на пакистанской стороне границы. За то же время произошла и смена власти в Пакистане. Военный лидер Первез Мушарраф передал полномочия неокрепшему и уязвимому демократическому правительству, к тому же не отличающемуся сплоченностью.

Военные Пакистана все больше полагаются на ядерное оружие в сдерживании Индии, конвенциональные вооруженные силы которой значительно превосходят пакистанские. Подобная стратегия требует дисперсного расположения ядерных сил (для предотвращения упреждающе-обезоруживающего удара Индии) и меньшей централизованности командования и управления этими силами, особенно в период кризисов в межгосударственных отношениях. В 2002 году Индия и
Пакистан находились на грани войны, которая по мнению тогдашних правительств обеих стран вполне могла развиться в ядерную. Премьер-министр Индии Манмохан Сингх проявил просто таки совершенное самообладание после того, как террористы из организации "Лашкар-и-Таиба," связанной с пакистанскими разведывательными службами, убили 175 человек во время ужасающего теракта, совершенного в Мумбаи в ноябре 2008 года. Однако, проявив самообладание, Сингх при этом сделал и недвусмысленное предупреждение: если на территории Индии будут совершен хотя бы еще один значительный теракт, в который будет вовлечен Пакистан, то индийские власти ответят жестко и с применением военной силы.

В октябре 2009 года экстремисты из движения "Талибан," одетые в пакистанскую военную форму, захватили штаб пакистанской армии в Равалпинди. Реши экстремисты вместо этого проникнуть в хранилище ядерного оружия, они могли бы похитить важнейший компонент бомбы: стержень с делящимся ядерным веществом. Еще большую тревогу вызывает вопрос, что произошло бы с пакистанским ядерным арсеналом, в котором по некоторым оценкам насчитывается 100 боезарядов, и значительное количество ядерного материала оружейного качества, если бы правительство Пакистана оказалось недееспособным. Когда этот вопрос задают официальным лицам правительства США, то они отвечают, что пакистанский ядерный арсенал - в безопасности. Так например, министр обороны США Роберт Гейтс недавно заявил следующее: "Я вполне уверен в том, что уровень безопасности пакистанского ядерного оружия является вполне достаточным и адекватным." Однако история свидетельствует о противоположном. В 2004 году отец пакистанской ядерной бомбы Абдул Кадир Хан был арестован за то, что продавал технологии создания ядерного оружия, включая даже чертежи ядерной бомбы, Ирану, Ливии и Северной Корее. Хан создал то, что глава МАГАТЭ образно назвал супермаркетом "Уолмарт" для распространения ядерного оружия и технологий частным сектором. При осуществлении своей деятельности Хан воспользовался продолжительным периодом неопределенности и нестабильности в Пакистане. В связи с этим возникает вопрос: А не предоставляет ли текущий период неопределенности и нестабильности в Пакистане благоприятные возможности для каких-нибудь мини-Ханов, желающих заняться распространением ядерных технологий?

Конечно же, то, что " Аль-Каида" значительно ослаблена точечными ударами вооруженных сил США с использованием беспилотных летательных аппаратов "Предейтор" и спецназа, представляет из себя хорошую новость. Но есть и плохие новости. Они заключаются в том, что бен Ладен и его заместитель Айман аз-Завахири по прежнему живы и ведут активную, отчаянную деятельность. 11 сентября 2001 года " Аль-Каида" продемонстрировала способность подготовить и совершить масштабный теракт, который в операционном отношении представлял из себя более сложную задачу, чем детонация ядерной бомбы. Собранные Комиссией по расследованию терактов 11 сентября 2001 года документальные свидетельства ясно указывают на то, что "Аль-Каида" предпринимала серьезные усилия для получения ядерного оружия c начала девяностых годов XX века. В
докладе этой комиссии содержатся сведения о том, что два пакистанских ученых встречались с бен Ладеном и аз-Завахири для обсуждения ядерного оружия. В свое время эти ученые участвовали в учреждении гуманитарной неправительственной организации (НПО) в Пакистане под названием "Умма Тамир-э-Нау," которая ставила перед собой задачу поддержки проектов в Афганистане. При этом в состав правления этого НПО входил пакистанский ядерный ученый, обладающий знаниями по изготовлению оружия, два генерала пакистанских ВВС, генерал сухопутных войск Пакистана и промышленник, владевший крупнейшим литейным предприятием этой страны.

Бен Ладен назвал получение " Аль-Каидой" ядерного оружия " религиозным долгом" и провозгласил, что одной из целей этой организации является "убить четыре миллиона американцев." Бывший директор ЦРУ Джордж Тенет писал в своих мемуарах: "Высшее руководство "Аль-Каиды" нацелено на одно - получение ОМУ." "Главная угроза .... - ядерная," писал Тенет. "Я уверен в том, что именно этого отчаянно добиваются (Усама бен Ладен) и его оперативники." По мере того, как петля затягивается на коллективной шее "Аль-Каиды," мотивация главы этой организации осуществить зрелищный теракт, который подтвердил бы доблестные качества и сплотил бы сторонников, возрастает. Бен Ладен поставил перед своими сторонниками задачу " перекозырять" теракты 11 сентября 2001 года. Ничто не ознаменовало бы выполнение этой задачи более убедительно, чем ядерный гриб, выросший над одним из городов США.


Усталостные изменения режима нераспространения
Всевозрастающий цинизм по отношению к существующему нераспространению также грозит подорвать ядерный миропорядок. Несложно понять те государства, которые видят в данном режиме лишь инструмент, с помощью которого страны, имеющие в своих арсеналах ядерное оружие, отказывают остальным в обладании этим оружием. На Обзорной конференции по Договору о нераспространении ядерного оружия 2000 года США и остальные официальные ядерные державы пообещали сделать 13 "практических шагов" направленных на выполнение их обязательств по ДНЯО. Однако уже на обзорной конференции 2005 года тогдашний постоянный представитель США в ООН Джон Болтон провозгласил данные пятью годами ранее обещания невыполнимыми, а впоследствии добился и того, чтобы слово " разоружение" вообще не фигурировало в " итоговом документе" 60-ой юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В ходе подготовки обзорной конференции 2010 года, которая состоится в мае, дипломаты, представляющие страны в МАГАТЭ, а так же премьер министры и президенты ряда стран высказали существенные сомнения и подозрения на счет режима, который позволяет ядерным державам сохранять свои арсеналы в то же время предотвращая вступление в ядерный клуб остальных стран. Именно этими подозрениями и объясняется нежелание правительств ряда стран пойти на такие дополнительные ограничения, которые бы позволили снизить риск распространения, как ратификация Дополнительно протокола к Соглашению о
гарантиях безопасности ядерных материалов или же официальное одобрение создания многонационального банка ядерного топлива под управлением МАГАТЭ, который обеспечил бы доступ государств к топливу для их АЭС.

В то же время, возрастающая озабоченность по поводу выбросов парниковых газов стимулирует возрастание спроса на ядерную энергию, которая представляется менее вредной для окружающей среды альтернативой. На данный момент в мире идет строительство 50 атомных электростанций, в основном в Китае и Индии. Существуют планы по строительству еще 130 АЭС по всему миру. Если смотреть на это через призму нераспространения, то следует обратить внимание не на сами АЭС, а на объекты по производству топлива и утилизации отходов деятельности станций.

Сложнейшей частью создания ядерного оружия является производство расщепляющего материала, а именно высокообогащенного урана (ВОУ) или плутония. Та же конфигурация центрифуг, которая используется для обогащения урановой руды до 4 процентов для получения топлива для АЭС, может быть использована и для обогащения урана до 90 процентов, что достаточно для использования этого ВОУ в ядерном оружии. Режим, при котором любое государство может строить и управлять своими предприятиями по обогащению ядерных материалов, провоцирует распространение ядерного оружия. Весьма трудно ответить на вопрос каким образом можно предотвратить нераспространение при этом не нарушив право данное ДНЯО безъядерным государствам, подписавшим этот договор, на "блага мирного применения ядерной технологии." Ответом на этот вопрос мог бы стать находящийся под управлением МАГАТЭ международный банк ядерного топлива, который гарантировал бы поставки этого топлива тем государствам, которые согласились бы не создавать собственных программ по обогащению и обработке ядерных материалов. Но и здесь возникает серьезное препятствие - трудно уговорить страны отказаться от того, что есть у других, во имя общего блага.

Ядерные державы
Наконец, недавние примеры по извлечению выгод в международных отношениях от обладания ядерным оружием также приводят к размыванию ядерного миропорядка. Президент США Барак Обама поддержал обрисованное одним из его предшественников Рональдом Рейганом видение мира свободного от ядерного оружия и заручился в этом вопросе поддержкой лидеров многих стран, включая главу российского государства Дмитрия Медведева. Однако большинство реалистов из числа тех, кто занимается международной безопасностью, считает данное видение слишком туманным, а саму цель полного ядерного разоружения отдаленной и скорее всего недостижимой.

А между тем Франция модернизирует свой ядерный арсенал, который президент этой страны Николя Саркози назвал "нашим национальным полисом страхования жизни." Китай продолжает модернизировать и расширять свой ограниченный до
сих пор ядерный арсенал. Пережив упадок конвенциональных ядерных сил, Россия вновь стала опираться на свои ядерные силы. В Соединенных Штатах выйдет в этом году в свет Обзор положения ядерных сил США, цель которого обеспечить уверенность в том, что ядерный арсенал страны остается " надежным." Данный обзор скорее всего породит споры о том осуществляют ли Соединенные Штаты скрытно некий вариант ранее предложенной программы по созданию новых более надежных ядерных боеголовок.

Еще более важные уроки можно извлечь не из предложений о осуществлении программ в будущем, а из недавно предпринятых действий. Администрация Джорджа Буша младшего сначала включила Иран, Ирак и Северную Корею в то, что Буш назвал " осью зла," а затем использовала вооруженные силы для нападения на одно из этих трех государств не смотря на то, что было очевидно что у Ирака нет ядерного оружия. И при этом администрация Буша воздержалась от использования силы в отношении другого из трех государств, включенных ее в " ось зла, " не смотря на то, что именно это государство на тот момент накопило достаточно плутония для того, чтобы создать две ядерные бомбы. Известный британский стратег Лоуренс Фридман следующим образом резюмировал уроки, извлеченные аналитиками ведомств отвечающих за национальную безопасность в различных странах мира: "Единственный очевидный способ сдерживания вооруженной силы США кроется в обладании собственным ядерным арсеналом." Многие иранцы, а может и немногие иракцы задумывались, а стали ли бы Соединенные Штаты вторгаться в Ирак, если бы у Багдада был ядерный арсенал по размерам сопоставимый с тем, какой сейчас имеется у Северной Кореи